Традиционным крестьянским ремеслом всегда была вышивка. Вышивание — одно из основных и любимых женских занятий. Многие вышитые изделия — полотенца, подзоры, станушки — имели ритуальное значение и играли большую роль в свадебной обрядности. Для своего приданого и даров на свадьбу девушки вышивали большое количество изделий. Секреты мастерства и различные технические приемы вышивания девушками познавались через старинные полотенца, вышитые и декорированные их предками, поэтому даже в XIX веке в орнаментах встречались архаичные мотивы, связанные с языческими верованиями крестьян и религиозными представлениями народа.

Название изображения в тексте
Владение искусством вышивания передаваясь из поколения в поколение, было средством трудового воспитания, школой мастерства, определявшего престиж девушки в сельской общине.
В крестьянских домах музея «Кижи» мастерицы «ожившей экспозиции» наиболее часто демонстрируют технику двустороннего «досюльного» шва. Этот шов, один из самых древних на территории Олонецкой губернии, распространен был во всех районах северо-запада России. Вышивали красными льняными, а со второй половины XIX века бумажными нитками по белому льняному холсту. Эта вышивка выполняется по счету нитей холста. Изображение получается одинаковым с обеих сторон.
В вепсской вышивке изображения животных отсутствуют. Мастерицы из северных карельских районов в своих работах использовали только орнамент из геометрических фигур, так как по преданию такие изображения защищают жилище от порчи и сглаза. В вышитых изображениях южных карел присутствуют преимущественно растительные мотивы.
С XVIII века в традиционный орнамент добавляются сюжеты с экзотическими и фантастическими животными3. Кресты в вышивке всегда символизируют препятствия для распространения зла и преграды для нечисти.
Как народный промысел Заонежская вышивка зародилась в деревне Шуньга, где впоследствии стали регулярно проводится выставки-ярмарки. Она гармонично соединяет в себе лучшие вышивальные традиции карельского и русского народов. Вышитые полотенца, покрывала, предметы одежды признаны выдающимися произведениями народного творчества.
Каждый рисунок, нанесенный на ткань, несет в себе определенную смысловую нагрузку. Согласно верованиям древних карелов, такие предметы могут быть наделены магической силой и тайным смыслом. Вышитые узоры на одежде должны были оберегать своего владельца от злых духов, дурных помыслов и негативных воздействий. Вышитым орнаментом было принято украшать практически любую часть гардероба: от платьев и рубах до головных уборов. А расположение рисунка зависело от типа вещи. Рубахи и передники украшались по подолу, скатерти по всему полотну, а полотенца – по обоих концах.
Отличительной особенностью карельской вышивки является использование монохромной цветовой гаммы. По сложившейся испокон веков традиции применялось исключительно бело-красное сочетание цветов. Мастерицы вышивали либо белым по красному, либо красным по белому4. Редко когда применялась особенная методика шитья: белым по белому. Любая вышивка выполнялась по принятым канонам того региона, где она производилась. В традиционной карельской вышивке часто можно встретить схематические изображения растений, людей, животных, Наиболее часто изображались деревья, бегущие лошади, восход солнца.
В 1900 году изделия, вышитые карельскими мастерицами Татьяной Риккиевой и Евдокией Павловой3, отметили серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. Точное толкование узоров восстановить практически невозможно, вышитые орнаменты носят все больше декоративный характер. Но карельская культура вышивки сохранилась и по сей день. Вышитые орнаменты наносятся на столовый и домашний текстиль, повседневную одежду, сценические костюмы, сувенирную продукцию.
Традиционным крестьянским ремеслом всегда была вышивка. Вышивание — одно из основных и любимых женских занятий. Многие вышитые изделия — полотенца, подзоры, станушки — имели ритуальное значение и играли большую роль в свадебной обрядности. Для своего приданого и даров на свадьбу девушки вышивали большое количество изделий. Секреты мастерства и различные технические приемы вышивания девушками познавались через старинные полотенца, вышитые и декорированные их предками, поэтому даже в XIX веке в орнаментах встречались архаичные мотивы, связанные с языческими верованиями крестьян и религиозными представлениями народа.
Чтобы добавить элемент в альбом, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.
Чтобы добавить изображение в заказ, вам необходимо войти в Личный кабинет или зарегистрироваться.